Привет! Меня зовут Елена Савенкова, и я хочу рассказать вам о 10 самых распространённых ошибках, которые мешают HR-м стабильно зарабатывать на фрилансе
Возможно, вы уже сталкивались с одной или несколькими из них, и знаете, как это может тормозить развитие вашего дохода. Но не переживайте, каждая из этих ошибок — это возможность для роста, если подойти к их исправлению с умом.
Это одна из самых частых ошибок, которые совершают фрилансеры.
Как обычно hr определяет стоимость своих услуг
• от своей зп в найме:
обычно hr берет свой оклад и делят на среднее количество закрытых вакансий в месяц в найме. Но это в корне неверный подход, потому что на фрилансе надо заложить время на поиск клиентов, на продажи, на документооборот, на риски, что человек сольется и тп
• там такая цена, никто не купит дороже:
те, чья услуга это просто переправка более менее подходящих резюме, или те, кто не умеет продавать свои услуги – берут низкой ценой. Это не повод думать, что дороже – не купят. На каждую услугу найдется свой клиент, и качественное просто не может стоит дешево. Нужно просто научиться продавать дороже это просто навык, технология
Когда вы продаете дешево, вы не только понижаете собственную мотивацию к работе, но и буквально говорите рынку “Моя экспертиза стоит дешево”. А еще много работать и мало зарабатывать это прямой путь к выгоранию.
Проведите исследование рынка, узнайте, сколько берут коллеги с аналогичной квалификацией
Проанализируйте свой опыт и найдите то, за что рынок готов платить дорого
Поставьте цену, которая соответствует вашему уровню.
Высокая цена это единственная возможность дать клиенту высокую экспертизу и короткие сроки.
Если вы хотите не только избежать этих ошибок, но и научиться стабильно зарабатывать на фрилансе, прочитайте это до конца!
В конце я предложу вам возможность, которая позволит вам начать системно зарабатывать больше, работая на себя.
В ближайшее время я запускаю двухмесячное обучение “Деньги на HR”, в рамках которого вы получите знания, благодаря которым можно выйти на стабильный заработок без качелей и работы 24/7🚀
Первое и самое важное – примите для себя решение, что вы – не для всех. Что вы – эксперт в конкретной области.
Второе – подумайте, для каких клиентов ваш опыт будет максимально ценным.
Понять, для каких клиентов вы будете ценным экспертом — в этом и есть смысл позиционирования и нишевания. В конце концов способность найти свою суперсилу и специализироваться только на ней — это не уловки маркетологов, а жизненная необходимость, чтобы быть уникальным, выделяться среди остальных и продавать на высокий чек.
83% hr агентств просто брифуют клиента на предмет – а кто нужен то. Это цифра из результатов исследования конца 2024 года. HR фрилансеры так делают еще чаще.
Суть в том, что брифование важно, чтобы понять, кто нужен. Но это никак не связано с этапами продаж. Конструкция «узнать, кто нужен, и сказать цену» ведет к частому «нет» от клиента. А у нас на подкорке возникает ощущение, что мы навязываемся клиенту, пытаясь впарить то, что ему не нужно. Такое неприятное ощущение агрессивных продаж.
Более экологично спросить у клиента, какая у него ситуация, разобраться, а в чем у него реальная проблема с людьми и командой. И в итоге предложить именно ту hr-услугу, которая ему действительно нужна.
Привлечь клиентов бесплатными способами.
Часто слышу от HR, чтобы начать путь на фрилансе, надо чтобы был запас денег, надо сделать сайт, начать снимать рилс и строить личный бренд.
Нихрена подобного. Начать можно с простых и бесплатных способов поиска клиентов. Мой подход в том, чтобы сначала найти клиентов на высокий чек бесплатными способами, а уже с заработанных денег понемногу вкладывать в платные способы, чтобы масштабироваться. И именно такой подход максимально безопасный.
Ошибка 2. Продавать только по сарафанке
Кто-то не знает, где и как искать клиентов.
Кто-то убежден, что хороший продукт продает себя сам.
Результат один – у вас нет потока клиентов.
Продажи по сарафанке это хорошо, это говорит о том, что ваша услуга – классная. Но этого недостаточно, чтобы у вас стояла очередь из клиентов. И есть еще один минус сарафанки – по ней приходят запросы с такими же чеками, сколько платят ваши клиенты. И им практически невозможно продать по цене в 2-3-4 раза дороже.
Поэтому новые источники поиска клиентов это необходимость, чтобы у вас был стабильный доход вместо качелей, где то густо то пусто.
Когда вы берете все подряд вакансии, опасаясь, что вы останетесь совсем без клиентов, к вам все и идут.
Но просто невозможно одинаково хорошо работать со всеми, потому что крайне сложно одинаково хорошо работать и в IT, и в производстве, и в агро, и в продажниках.
Если браться за все проекты подряд — какие-то будут слишком неинтересными для вас, а какие-то — слишком сложными. В результате часть клиентов разочаровываются, а вы страдаете, что недопрофессионал.
Ошибка 3. Брать все проекты подряд
Ошибка 4. Не доносить ценность работы с вами
Ошибка 5. Не заключать договор с клиентами
Ошибка 6. Не брать предоплату
Ошибка 7. Не показывать свою экспертность
Ошибка 8. Не анализировать, какие действия приносят результат, а какие нет
Ошибка 9. Не понимать, какие ключевые метрики надо отслеживать
Ошибка 10. Не считать финансы
Начните общаться с клиентами на созвоне и искренне интересоваться ситуацией клиента, разберитесь как доктор, что у него действительно болит и расскажите, как ваше решение ему поможет.
Вы уже умеете продавать вакансии, значит, изучить технологию продаж hr услуг будет в целом для вас просто и легко.
Слышу от рекрутеров, что клиент им предлагает заключить договор после того, как выйдет кандидат. Типа “мы с вами первый раз работаем”.
А потом возникают конфликты – этот кандидат не такой, давайте скидку, вы показали кандидатов а с ответом динамят, или вообще клиент пропадает с радаров.
Причина одна – клиент не несет ответственности перед вами, ведь вы не заключили договор. В такие моменты страдает только одна сторона — вы как исполнитель. Это влияет не только на ваши доходы, но и больно бьет по самооценке.
Решение только одно: не работать без договора. Поэтому подготовьте шаблон договора для своих услуг. И предлагайте клиентам работать именно по вашему шаблону.
Когда вы будете уверенно доносить ценность своих услуг, клиенты охотнее будут соглашаться на такой вариант.
Но не будьте категоричной — если заказчик готов идти вам навстречу, значит, и вы можете добавить в договор его пожелания.
Есть hr и рекрутеры, которые не берут предоплату. В итоге встречаются с тем, что “закрыли вакансию сами”, “нам другой рекрутер закрыл вакансию”, “решили не брать человека”. В итоге вы тратите время и деньги на доступы впустую.
А могли бы заработать. По статистике когда нет предоплаты закрывается не более 50% вакансий, в айти средние значения от 30 до 50%. То есть закроется скорее всего только одна из трех.
Первое это начать брать предоплату. Утром деньги – вечером стулья. За 10 лет работы агентства нам отказали только 2 клиента из-за наличия предоплаты, и один из них в итоге все равно вернулся.
Добавлю немного своей статистики: моя команда закрывает 93% вакансий. По некоторым проектам мы работаем со 100% предоплатой.
Второе это договориться с собой – а что будет, если я не закрою вакансию. Например, моя команда взяла проект, и мы не закрыли. А такое было несколько раз. По условиям договора, если косяк на нашей стороне, то мы возвращаем предоплату полностью. Если же косяк на стороне клиента по любой причине, то предоплата не возвращается. И это все прописано в договоре. Все это обязательно проговаривается с клиентом, потому что часто договора не читают.
Услуга это не продукт, который можно показать на полке в магазине или на ВБ и Озоне. Это не кружка, цвет, вес и форму которых легко показать. Услугу невозможно пощупать – вот в чем тут основная сложность у hr. При этом 75% агентств уже научились это делать, поэтому и вам это важно научиться, чтобы быть в тренде.
Самый простой способ показать уровень своей экспертизы – упаковать ваш опыт в кейсы и продающее коммерческое предложение. Кейсы и отзывы – это один из зеленых флагов для клиента.
Когда люди видят понятные конкретные кейсы с нужным им профилем, они начинают доверять вам и убеждаться в вашей экспертности.
Когда вы только вышли на фриланс или хотите взять проект параллельно с наймом – у вас задача номер один это начать делать много действий по привлечению клиентов.
Тестировать много бесплатных или условно бесплатных способов. Поспрашивать среди знакомых и знакомых знакомых, выступить на бизнес-завтраке, договориться о том, чтобы вас рекомендовали, сделать какие-то рассылки в тг чаты, зарегистрироваться на биржах фриланса и так далее.
Задача номер два это проанализировать, какие действия какой результат вам принесли. Или не принесли вообще например.
Без анализа и выводов, что надо делать, а что нет. То есть какие действия принесли вам результат, а какие – нет, вы множите хаос. В результате много работаете, а денег мало.
На старте вы делаете все – и клиентов ищите, и собеседования проводите, и финалистов клиенту показываете, и документы готовите – в общем, такой человек-оркестр. В итоге расфокус, за все хватаетесь, работаете по 10-12 часов каждый день.
Понимаете, что больше часов в день работать уже не можете, но что надо изменить – непонятно.
3. Количество закрытых вакансий в месяц. Поэтому вы ведете воронку подбора, чтобы понимать, куда у вас уходит лишнее время и стараетесь, чтобы все кандидаты приходили на собеседования и были максимально подходящими.
Когда-то давно, открывая свое агенство, я хотела зарабатывать денег столько, чтобы их не считать. Но работает ровно наоборот – чтобы были деньги, надо их сначала считать)
И считать правильно
Например, аванс - это еще не заработанные деньги. И их нельзя считать своими. Потому что в реальности предоплата - это еще деньги клиента. Вашими деньгами они становятся только после подписания акта выполненных работ.
❗️Это лишь малая часть ошибок, которые мешают HR-специалистам стабильно зарабатывать и расти из года в год.
Часто фрилансеры считают своим доходом все, что поступило на счет от клиентов. И не считают чистыми за минусом налогов, доступов и расходов на поиск клиентов. Иногда очень больно считать, сколько на самом деле ты зарабатываешь.
Начать анализировать, откуда у вас приходят клиенты, а откуда нет.
Например, вы ищете клиентов на IT подбор и решили попробовать продвигаться на авито. Прошел месяц, вы попробовали 5-10 разных текстов объявлений, но заявок нет. Значит, надо отказаться от этого канала трафика.
Начать анализировать, какой скрипт по продажам помогаем вам продавать, а какой нет.
Например, вы провели 10 встреч и у вас только 1 продажа. Значит, надо проводить встречу принципиально по другому, чтобы было хотя бы 3 продажи. Иначе вы делаете много неэффективных действий.
Специально привела пример на IT, чтобы вам было очевидно, что на авито нет таких клиентов и там нет смысла искать. Чаще всего происходит так, что вы заранее не знаете, получиться ли найти ваших клиентов в новом для вас способе поиска или нет. Надо просто пробовать. И анализировать результаты.
В привлечении клиентов и в продажах тоже есть свои ключевые метрики. Надо их узнать и фокусироваться только на них. Потому что результат всегда там, где ваш фокус.
Когда у вас постоянно есть фокус на привлечении новых клиентов, тогда и доход у вас будет стабильным. А если вы ищите клиентов от случая к случаю, то и денег у вас будет то густо, то пусто.
Понять, какие ключевые метрики, показатели, надо отслеживать в продажах, в привлечении клиентов и в подборе персонала. Например, в подборе персонала важно отслеживать 3 показателя:
1. Срок закрытия вакансии. Поэтому вы просите клиента быстрее дать обратную связь по кандидатам, работаете с возражением “давайте еще посмотрим”, и вообще стараетесь не растягивать собеседования по времени.
2. Процент переподбора. Поэтому вы скорее всего считаете, сколько из 10 трудоустроенных успешно проходят испытательный срок.
Поэтому создайте простую табличку с доходами и всеми расходами и ведите ее еженедельно, чтобы держать руку на пульсе и не переживать, что денег будет не хватать.
Если вы хотите научиться не только избегать этих ошибок, но и быстро выйти на стабильный доход на фрилансе, у меня есть отличная новость!
Для кого это обучение❓
— Для тех, кто работает на фрилансе
— Для тех, кто совмещает фриланс с наймом
— Для тех, у кого уже есть собственное кадровое агентство, но кто уперся в потолок
В рамках обучения за два месяца вы:
— увеличите свой средний чек и научитесь продавать дорого
— научитесь стабильно привлекать клиентов на свои услуги и забудете о неконтролируемой сарафанке
— выйдете на стабильный заработок без качелей и работы 24/7
— освоите нейросети для автоматизации подбора персонала и других важных процессов
— получите пошаговый план для построения успешного бизнеса
Как получить лучшие условия и попасть на обучение❓
Чтобы попасть на обучение и получить самые выгодные условия, необходимо заполнить анкету предзаписи.
Анкета предзаписи вас ни к чему не обязывает, но позволяет гарантированно забронировать место и сохранить за вами все бонусы и лучшие условия для участия в обучении ✍️
❗️На обучении будет ограниченное количество мест, попасть смогут не все желающие. Сейчас у вас есть возможность записаться в числе первых.
После заполнения анкеты вы попадете в закрытый канал, где я подробнее расскажу про программу обучения 🎓